Лаос

  • Луанг-Прабанг
  • Деревушка
  • Пещеры Пак У
  • Нам У
  • Эко-Лодж “Махоут”
  • Tad Se
  • Рафтинг
  • Ванг Виенг

Разместил: Юрий Варежкин

Юрий Варежкин

6 дней
Длина маршрута:
0 км

Фотографии

Это путешествие было организовано туристическим клубом путешествий «Overland».

Сегодня последний день декабря. Неужели где-то трещат морозы, не взлетают из-за обледенения самолеты и не работают аэропорты? Вчера мы прилетели из Ханоя, и сейчас находимся на берегу реки Меконг в древней столице Лаоса – Луанг Прабанге. Даже не верится, что всего несколько дней назад каким-то чудом мы вырвались из начавшей обледеневать Москвы. После нас поднялись в воздух еще два-три самолета, а потом все аэропорты встали на несколько дней, и наступил коллапс. Десятки тысяч людей застряли тогда в аэропортах, поломав свои зимние каникулы. Это был конец декабря 2010 г...

День
1
Луанг-Прабанг Деревушка Пещеры Пак У Нам У Луанг-Прабанг

Луанг-Прабанг

Столики ресторана, за которыми мы обсуждаем как и где встречать Новый Год, уютно расположились в тени больших деревьев на высоком берегу реки. Под нами медленно текут мутные воды Меконга – самой главной реки полуострова Индокитай. Во время нашего путешествия мы увидим ее во многих местах. А из Камбоджи в Южный Вьетнам попытаемся проплыть по ней на лодке. Река течет через весь город. И здесь она не самая широкая – мы находимся примерно на половине ее течения. Луанг Прабанг всегда был в центре жизни страны. Город небольшой – его население всего около 20 тысяч. Но в нем более 30 самых знаменитых действующих буддистских монастырей. Или, как их здесь называют – Ват. Здесь нет громкой музыки и шумных развлечений. Город живет в своем неспешном ритме, установленном много веков назад. Очень хорошо видно, что в нем органично переплелись и прошлое, и настоящее. Утро в Луанг Прабанге начинается очень рано. На улицах еще темно, и ни один лучик солнца пока не пробивается сквозь утренний туман, стелющийся над рекой. А улицы уже полны народа. Все идут в одном направлении – к центральной улице города. И все торопятся занять получше места. Одни - среди тех, кто дает пищу монахам, другие – чтобы посмотреть на это благотворение – церемонию раздачи пищи монахам. Это действо наступает каждое утро, и повторяется из года в год, и из века в век... Здесь не так все просто. Это не подаяние нищим и обездоленным, а целая жизненная философия. Согласно теории буддизма - чем больше благих дел ты совершишь в этой жизни, тем больше улучшишь свою карму. И — как следствие – тем больше ценностей получишь в следующей жизни, и в следующем перерождении.

Утро выдалось довольно прохладным и было только градусов 15, но все монахи были одеты довольно легко и шли босиком. Их одежду составляла только длинная до пят оранжевая накидка, переброшенная через одно плечо. Они шли спокойно и с достоинством принимали подаяния в большие миски, которые держали перед собой. Рядом с ними вертелись какие-то мальчишки, и монахи время от времени передавали часть пищи и им. Набрав полные кастрюльки и ведерки, мальчишки убегали, а монахи продолжали свой степенный ход дальше. Монахи все выходили и выходили из монастыря, который располагался за пару кварталов от нас, и этой цепочке, казалось, не будет конца. Но вот появились и последние. Самые молодые - почти совсем дети. Но и они с достоинством прошествовали мимо. А женщины, показалось, с каким-то особым уважением и благоговением смотрели на них и отдавали последние, самые вкусные, и оставленные только для них, яства. Эта церемония длилась минут сорок и, раздав все, разошлись и дающие, и страждущие. Быть монахом в Лаосе считается почетным, и каждый мальчик должен несколько лет отдать этому благому делу. Но все-таки они живут тоже в 21 веке, и им не чужды современные средства коммуникации – мобильные телефоны, цифровые фотоаппараты и компьютеры. Лаос – одна из немногих стран, сохранивших коммунистические символы – красные галстуки у пионеров и флаги с серпом и молотом. На многих домах висели по два флага – лаосской Народно-революционной партии с серпом и молотом и государственный Лаоса.

После церемонии кормления монахов туристы или расходятся досыпать, или, позавтракав, берут разные экскурсии. В Луанг Прабанг не стоит приезжать только на один день. Здесь есть что посмотреть и в городе, и в его окрестностях. Нужно поддаться спокойному течению жизни лаосцев и постараться никуда не спешить. Может быть поэтому Луанг Прабанг называют еще «городом вечной нирваны». Здесь не принято торопить события. Что будет – то и будет.

Сегодня отправимся в одно из знаковых ритуальных мест в окрестностях Луанг Прабанга – пещеру Пак Оу. Ее еще называют «пещерой тысячи Будд”. До нее нужно плыть около 30 километров вверх по течению Меконга. Мы договариваемся на пристани с капитаном длинной шаланды с крытым верхом и лодка берет курс вверх по течению. На берегу нас провожают несколько молодых монахов, ожидающих парома на другую сторону реки. Они веселы и постоянно фотографируют друг друга «мыльницей». В районе Луанг Прабанга река довольно широкая и полноводная. Истоки Меконга находятся в Тибете. Длина реки около четырех с половиной тысяч километров – это расстояние между Киевом и Дели. Меконг впадает в Южно-Китайское море, образуя дельту из сотен рукавов. Это самое плодородное место Индокитая за которое веками боролись вьетнамцы, тайцы и камбоджийцы. Вообще река довольно спокойная, однако выше по течению она имеет много порогов. 

Луанг-Прабанг - Деревушка

На юге Лаоса река образует водопад Кон. Он падает с высоты семиэтажного дома. А еще лаосцы говорят, что он является самым широким водопадом в мире. Не видел - туда мы не добрались. По берегам реки много деревень, и их жители всегда рады туристам. Наш капитан причалил к одной из таких деревушек. Причал – простая широкая доска, по которой надо, балансируя, сходить на берег. Там туристов ждут торговые ряды. И в первых рядах – какие-то бутылки с настойками на травах и змеях. Это целебные напитки Лао-Лао. Редкий мужчина пройдет мимо них. Попробовал и я. На вкус – так себе. Много не хочется. Говорят, что помогает в некоторых мужских делах, но официальной статистики не видел никто. В следующих рядах много всяких тканей и туда сразу пошли женщины. Хоть и считается, что лаосцы ленивы, но все выставленные вещи сделаны своими руками. Среди туристов очень славятся лаосские домотканые изделия из шерсти – они легки и практичны. А цены чисто символические – два-три доллара обычно удовлетворяют обе стороны. Здесь благодатный климат – можно выращивать по четыре урожая в год. Но только зачем так трудиться, если для пропитания хватает и одного? И так во многом. Видно, что жизнь течет без напряжения. Что будет – то и будет. Почти в каждой деревне или монастыре стоят под навесами длинные большие лодки. Но они не для повседневной жизни, а для праздников. И раз в году лаосцы устраивают гонки на этих лодках. Куда только тогда девается их меланхолизм и спойствие? В этой же деревне есть и небольшая буддистская пагода – Ват. Пагоды и ступы являются основным архитектурным выражением идей буддизма. Они относятся к типу "священных сооружений". И в формах таких пагод заключен религиозно-философский смысл. Основным сооружением каждой пагоды является ступа. Это и символ буддистского учения, и хранилище ценных предметов одновременно. Есть ступы, выстроенные для хранения всего одного волоса Будды. А в других есть и захоронения. Рядом со ступой всегда есть скульптуры Будды. Они разные – он или сидит, или лежит, погрузившись в нирвану, но всегда у него на голове эдакая выпуклая шишка, символизирующая высший, надчеловеческий разум. Разные жесты и у рук. Ими он показывает все, что хочет донести верующим в своих поучениях. Но буддизму не чужды и земные радости – поэтому очень часто Будду окружают статуи молодых женщин, отжимающих воду со своей длинной косы. Это Апсары – полубогини, небесные танцовщицы и вечно юные девы неземной красоты со сверхчеловеческими возможностями. С ними часто сравнивают и прекрасных земных женщин. К слову сказать, буддизм приветствует и поощряет путешествия, потому что в путешествиях человек встречает по пути новых людей и другую культуру. И, cоприкасаясь с ними, он становится уже другим… И в этом суть буддизма – пережить превращения, сохранив при этом позитивную энергию и уважение к ближнему. Так что нам, путешественникам, буддизм должен быть очень близок.

Деревушка - Пещеры Пак У

Еще полчаса ходу вверх по течению, и, наконец, впереди показалась громадная скала с большой черной дырой посередине. Это и есть «пещера тысячи Будд», или Pak Ou, что означает «пещеры в устье реки У». Их здесь две и, купив билет за 2,5 доллара можно посетить обе. В горах, окружающих Меконг, много различных пещер. Специалисты относят их к ранне-буддистской архитектуре, и некоторые из них датируются третьим веком до нашей эры. Пещеры Пак Оу - самые известные в среде туристов, так как до них легче всего добраться. Эти пещеры не только объект природы, но и очень высокочтимые святилища. По сути, это религиозный храм, который действовал еще до появления буддизма. В те давние времена местные жители поклонялись духам природы – Phi, и полагали, что пещеры охраняют дух протекающего рядом Меконга. Ведь Меконг – это жизнь. С появлением Буддизма, пещера стала храмом, куда жители окрестных деревень стали приносить фигурки Будд. Их количество трудно сосчитать, но полагают, что их не менее 4000. Они разные – от больших до маленьких. Сделаны из дерева, камня, металла и даже тканей. В 16 веке эти пещеры взяла под свой патронат королевская семья, жившая тогда в Луанг Прабанге. И каждый Новый год, вплоть до своего изгнания в 1975 году, они их посещали. В этой скале две пещеры. Нижняя - Tham Ting - вся заставлена этими фигурками и свободного места в ней практически нет. Есть даже ступы с прахом жителей соседней деревни Ban Pak Ou. Помимо туристов, здесь много и местных жителей. Они раскуривают фимиам, и зажигают благовонные свечи. В застоявшемся воздухе пещеры стоит какой-то необыкновенно приятный аромат. Верхняя пещера Tham Phum размером побольше, но там меньше фигурок, и она менее посещаема – не каждый туда добирается, хотя это и не очень высоко – вверх по вертикали каких-то метров 70-80. Наверняка между этими пещерами существует и внутренний подземный проход, но для туристов такой информации нет. Реликвии, найденные в этих пещерах, наводят на мысль о связи религии и торговли. Буддийские миссионеры часто сопровождали торговцев и жертвовали деньги на благоустройство пещер. Некоторые из них украшались даже арками, колоннами и отличались оформленными фасадами. Говорят, что в период Лаосского Нового Года, который обычно бывает в начале апреля, жители Луанг Прабанга совершают сюда паломничество, чтобы помыть запылившиеся за год изображения фигурок Будд.

Пещеры Пак У - Нам У

На другом берегу виден небольшой приток Меконга Nam Ou и маленькая деревушка. Мы решили туда переправиться, чтобы отдохнуть и пообедать. Лаос – недорогая страна. Здесь можно неплохо поесть всего за пару долларов. Пока ждали заказанный обед, решили прогуляться по деревушке. Многие дома стоят на сваях. Крыши и стены сделаны из бамбука, соломы и пальмовых листьев. По улочкам бегают очень много маленьких детей. Пока плыли обратно в Луанг Прабанг, коротко вспомнилась история Лаоса. Его соседи - Китай, Мьянма, Таиланд, Камбоджа и Вьетнам в давние времена всегда были «заклятыми» друзьями Лаоса, и постоянно претендовали на его территории. Да, собственно, и как таковой страны Лаос вообще не было до 1945 года. Были королевства Луанг Прабанг и - южнее - Чампассак. Еще более древние свидетельства говорят о Лаосе как о стране Лан Ксанг - стране миллиона слонов. Площадь современного Лаоса около 240 тысяч квадратных километров. Это меньше чем половина Украины. Выхода к морю нет, поэтому в годы французской колонизации страна не получила такого развития как Вьетнам или Камбоджа. Во время вьетнамо-американской войны Лаос тоже был втянут в ее мясорубку. По территории страны проходила так называемая тропа Хо Ши Мина, по которой из Северного Вьетнама в Южный доставлялось оружие. Да и Советский Союз не стоял в стороне - он то и помог свергнуть здесь короля и установить коммунистическо-социалистический режим. А дальше было все как у нас – репрессии, концлагеря, коллективизация и углубление нищеты. Лаос продолжает и сейчас строить социализм. Но уже, как говорится, с человеческим лицом – мелкий бизнес отдан в частные руки, однако основные средства производства и недра остаются в руках государства. Посмотрим, что из этого получится.

Нам У - Луанг-Прабанг

Каждый вечер Луанг Прабанг преображается. Его улицы заполняют возвратившиеся с экскурсий туристы. Они разбредаются по многочисленным ресторанчикам, расположенным как на берегу реки, так и на улочках города и продолжают наслаждаться ритмом спокойной жизни. Тихое течение реки, теплое заходящее солнце – что еще нужно для релакса в этом спокойном и словно замершем в средневековье городе? Но многим не сидится - они спешат подняться на единственное высокое место в городе - холм Пхуси. Его высота метров сто пятьдесят и с его вершины открываются красивые невысокие горы, среди которых, золотистой от заходящего солнца полосой, вьется Меконг. Сотни людей стремятся сюда, чтобы увидеть чудо, которое они пропускали годами каждый день у себя дома – закат солнца. На ступеньках холма в это время не протолкнуться – все стараются подняться как можно выше и занять получше позицию для созерцания спокойной красоты. Проводив светило и спустившись снова вниз, туристы видят преобразившуюся центральную улицу Луанг Прабанга - она становится сплошным базаром. Каждый вечер этот рынок возникает, а к полуночи сворачивается. Здесь можно купить все сувениры, которые будут долго напоминать о стране – от хорошего мачете до уникальных изделий ручной работы из шерсти и шелка. Отовсюду слышно лаосское Sawade-e-e… Это - как наш «Привет» - и приветствие, и прощание, и приглашение что-то купить – все определяется интонацией. Не секрет, что характер каждого народа отражается в его искусстве, фольклоре, песнях и танцах. Лаос в этом отношении не является исключением. И нужно обязательно найти и сходить на выступление фольклорного танцевального ансамбля, который выступает в городе. Стоит только послушать эту мелодичную музыку, посмотреть на плавные движения девушек и их пластичные руки, и сразу становится понятным характер жизни лаосцев, подпитываемый одной из самых оригинальных и мирных религий мира – буддизмом.

2
Луанг-Прабанг Эко-Лодж “Махоут” Tad Se Эко-Лодж “Махоут”

Луанг-Прабанг - Эко-Лодж “Махоут”

На следующий день решаем выехать за пределы Луанг Прабанга и провести два дня в тесной близости с лаосской природой. Эту экскурсию мы оформили за $90/чел в местной турфирме рядом с нашим отелем. Наш путь лежит в горный район под Луанг Прабангом. Там проживают другие лаосские народности и племена, которые отличаются и обычаями и языком от лаосцев прибрежных районов Меконга. Через час езды микроавтобус остановился на берегу небольшой, но широкой речки Nam Khan River. Она здесь спокойная, и мы без труда в два приема переправились через нее на подоспевшей откуда-то моторной лодке. На другом берегу находится Эко-Лодж “Махоут” (в переводе – «погонщик слонов»), в котором мы проведем ближайшие два дня. В нем уютные деревянные домики на сваях – типично лаосский деревенский стиль. Это хоть какая-то гарантия от всякого рода от внезапного наводнения, но никак не от пресмыкающихся. От всякого рода летающих мошек над каждой кроватью раскинута противомоскитная сетка. Рядом большое здание ресторана. И оно тоже сделано из дерева. С балконов коттеджей открывается красивый и спокойный вид на журчащую внизу реку c многочисленными островками, заросшими высокой зеленой травой. Вот на противоположном берегу появилась пара слонов с наездниками на спинах, собирающихся форсировать эту реку. Медленно и, как бы нехотя, слоны побрели через реку, выбирая мелководья, знакомые только им.

Эко-Лодж “Махоут” - Tad Se

Активную жизнь начинаем с трека к знаменитым водопадам Tad Se. К ним можно подъехать и на машине, но мы подойдем к этому знаменитому каскаду горными тропами. В этих местах живут горные племена Кхмоны. Так что будет прекрасная возможность посмотреть на жизнь лаосцев, что называется, изнутри. Автобус подвозит нас к небольшому поселку и, перейдя небольшую речушку по висячему мостику, с которого местные мальчишки ловили рыбу, углубляемся в джунгли. Проходим несколько маленьких деревушек. Если кто не видел домов на курьих ножках – им сюда – в эти места. Вряд ли они сделаны от наводнения – скорее всего от всяких ползучих гадов. В этих домах утварь не менялась, наверное, со времен Адама. В приоткрытые двери видна обстановка – вернее ее отсутствие. На полу – только плетеные из соломы циновки. Столик и очаг стоят на улице возле дома – это и кухня, и столовая. В таких деревнях жизнь местных племён близка к полупервобытному существованию. Все взрослые, и даже дети, заняты с утра до ночи поиском пропитания и жизнь направлена на элементарное выживание. Население таких поселений в основном занято выращиванием риса и овощей на небольших делянках по склонам гор, сбором дикорастущих бананов и разведением коз и кур. Здесь никто и никуда не спешит. И такой образ жизни – многими столетиями. Здесь – в глуши - вообще пропадает смысл всяких денег. Да и что на них покупать? И надо ли?

Пройдя несколько таких поселений, выходим на перевал. С него открылся красивый вид на большой горный хребет, окутанный легкой дымкой облаков. На перевале стоит небольшой навес, под которым тенисто и прохладно. Чуть ниже на склонах – небольшие возделанные участки земли. Спустившись с перевала, проходим через небольшой лесок высоких лиственных деревьев. И, хотя здесь всегда вечное лето, смена времен года заметна по сухим и влажным сезонам – когда идут дожди, или когда их нет. Сейчас зима. Но об этом можно догадаться только по большому количеству опавших листьев. Вот где-то здесь и проходила знаменитая тропа Хо Ши Мина, по которой доставлялось оружие из Северного Вьетнама в Южный во время войны с американцами. Сейчас в это трудно поверить, но именно эти места покрывали ковровыми бомбардировками американцы, используя напалм и дефолианты, уничтожавшие вокруг все живое…

Наш длинный путь подходит к концу. И вот уже видна верхняя часть водопада Тад Сае – полусухие русла когда-то мощных потоков воды. К сожалению, в нем мало воды – сейчас зима и сухой сезон. Можно сказать, что водопад “работает” только 6 месяцев в году – с марта по сентябрь – когда здесь сезон дождей. Поэтому его великолепие в этот период мы можем себе только представлять. Водопад широкий и многокаскадный. Обходя все каскады, спускаемся по крутой тропе вниз, и выходим к его нижней части – большому запруженному бассейну. Эта чаша наполнена до краев, несмотря на то, что в нее текут только единичные ручейки. Вот здесь можно и искупаться – вода прохладная и хорошо снимет усталость от долгого пути. Говорят, здесь любят купаться и приходящие сюда дикие слоны. Конечно, когда нет туристов. Даже сейчас – в сухой сезон – водопад очень интересен своими открывшимися взору сухими каменными наплывами. И, благодаря тому, что сейчас мало воды, можно совершенно спокойно прогуляться по его верхней части. Она расположена большими террасами, на готорых громоздятся отшлифованные веками валуны. Среди них много больших деревьев. И кажется, что их корни, хаотично переплетясь, накрепко срослись с этими камнями. В тени этих крон так приятно побродить, рассматривая фантазии творения природы… Из этой чаши вытекает ручей и впадает в реку – а она уже - в Меконг. 

Tad Se - Эко-Лодж “Махоут”

3
Эко-Лодж “Махоут” Рафтинг

Эко-Лодж “Махоут”

Известно, что слоны, особенно азиатские, обладают очень развитым интеллектом. Вероятно поэтому каждый свой день они начинают, как и мы, с водных процедур. В нашем лодже Махоут, находится дюжина слонов, которая используется и для работы, и для экзотического развлечения туристов. Рано утром желающим выдают специальные костюмы и, собравшись на берегу реки, они ждут прихода слонов. Вот, наконец, ведомые погонщиками, слоны цепочкой спускаются с пригорка, на котором стоят наши коттеджи, и подходят к реке. Они немного меньше своих африканских собратьев, но все равно кажутся громадными. Здесь каждый слон наклоняется и дает возможность смельчаку сесть ему на спину. Затем начинается процедура купания - он заходит по пояс в воду, набирает в хобот воды и начинает себя поливать, вертя этим хоботом во все стороны. Больше всех, конечно, такого душа достается наезднику. После этого слон начинает приседать, почти весь погружаясь в воду. Но вода теплая и такая процедура приносит удовольствие обеим сторонам. К слонам в Лаосе относятся с большим почтением. В их честь устраиваются фестивали, на которых они показывают разные представления, а также участвуют в соревнованиях. В программу таких состязаний обычно включаются шествие слонов в традиционных одеяниях, купание и даже конкурс красоты за титулы «Слон года» и «Слониха года». Потом идут гонки слонов и рисование с участием слонов-«художников», которые держат кисть своей единственной рукой – хоботом. Старинное название Лаоса – Лансанг – «Страна миллиона слонов». Это название дал стране принц Фангун еще в далеком 14 веке. Сейчас в стране насчитывается всего около полутора тысяч слонов, из которых только меньше половины являются домашними. Правда, в Южном Лаосе между ними не делают различий. А на период размножения домашних слонов даже выпускают на волю и потом они сами приходят домой уже с приплодом. Дикие слоны бродяжничают. Они могут переправляться через Меконг и уходить к соседям – в Таиланд, Мьянму и Вьетнам. На диких слонов охотятся горцы племени кха. Это несложно - нужно только догнать бегущего слона, проскользнуть под него и вонзить копье прямо в его сердце… А вообще слоны – большие трудяги, и, как и лошади, не требуют за это никакой платы. Раньше их широко использовали также и в военных действиях. И даже - в последних войнах в конце 20 века. После утреннего купания слоны, как и мы, завтракают. Сегодня в их меню листья ананаса и несколько ведер воды. Они практически ручные и их можно кормить с руки. Насытившись, они подходят к специальному помосту, с которого туристы садятся в установленное на спине кресло. Усевшись в кресло, сразу оказываешься как бы на высоте крыши деревенского дома и резко меняется точка зрения на все, что происходит вокруг. Ты становишься как бы «надо всем» и понимаешь величие этой картины для окружающих восточного владыку смердов. После короткой фотосессии, процессия из пяти слонов двинулась в джунгли. Мощная поступь гигантского животного, потоянно колышущегося под наездником заставляет учащенно биться сердце и замирать от неожиданных перепадов высоты и направлений. Взгляд выхватывает то нависающие сверху лианы, то неправдоподобно огромные листья деревьев, которыми норовит полакомиться слон, а то дорогу, с непривычного ракурса кажущуюся непреодолимой. Или лица участников путешествия, заворожено и восторженно озирающихся вокруг. Выйдя к реке, слоны удивительно легко преодолевают крутой каменистый спуск. Сердце прямо остановилось, когда слон начал шагать вниз – казалось, что он сейчас перевернется на голову! И что тогда? Но, осторожно ступая, он преодолел это препятствие и пошел вброд. Все закончилось благополучно. Что и говорить, катание на слонах – фирменное развлечение в Лаосе. Поэтому правильно говорят, что тот не был в Лаосе, кто не покатался на слоне. Согласно поверию, которое стало всеобщим, слон приносит счастье. Может быть, именно потому на комодах наших бабушек аккуратной цепочкой располагались семь слоников…

Эко-Лодж “Махоут” - Рафтинг

Многие из нас уже были на рафтинге и в Африке, и в Австралии - там был хороший экстрим! Может ли удивить нас рафтинг в Лаосе? Оказывается – да! И чем? Увидим чуть позже. Нас везут выше по течению реки и “сгружают” на песчаном берегу. На нем лежат три плота, сколоченных из бамбука и лежащих на надувных автомобильных камерах. Сразу же закралось сомнение относительно экстремальности рафтинга. На них удобно загорать, но никак не проходить через бурные пороги. Так оно и вышло. Рафтинг оказался таким же спокойным, как и вся жизнь в Лаосе. Только позже вспомнил рекламный проспект – “Bamboo Rafting» - так это же рафтинг на бамбуковом плоту! Так что нас никто не обманул. Разместившись по плотам, тронулись вниз. На каждом плоту стоял парень с длинным шестом и управлял этой посудиной. Нам ничего не оставалось делать как только устроиться поудобнее и наслаждаться медленно проплывающими мимо нас красотами спокойных берегов реки. Ну, нет экстрима – и не беда! Зато красиво и есть на что посмотреть, и есть время подумать – а зачем вся эта наша суета? Пройдя в темпе такого тихого вальса пару километров, наши капитаны разрешили всем нырнуть и следовать по течению за плотами. Вот и весь рафтинг. Стоит ли брать его и тратить 30 долларов – могут спросить меня будущие любители сплавов по горным рекам? Здесь пусть каждый решает для себя. Мы все остались довольными. Сидим на берегу этой тихой реки и ждем лодку, которая доставит нас в лодж Махоут. Тихое течение реки, теплое заходящее солнце… Кругом разлита безмятежность и нега. Спокойствие во всем – уходящем дне, течении реки …

4
Рафтинг Ванг Виенг

Рафтинг - Ванг Виенг

Лаос – горная страна и в ней не так много дорог. Мы отклоняемся от Меконга и направляемся в сторону небольшого городка Ванг Виенг, завоевавшего в последнее время бешеную популярность у туристов – бекпекеров – людей с рюкзаками и не претендующих на роскошь в пути. Горные дороги везде одинаково утомительны. Но здесь – в Лаосе – у них был особый шарм – красивые пейзажи - и это скрашивало дорогу. Горный серпантин разматывался перед нами как свиток священной буддистской книги, открывая картины жизни простых лаосцев. Вот на остановке видны какие-то оригинальные сувениры. Подойдя поближе видно, что это какие-то зверьки, типа крыс, подвешенные за задние лапки. Этих высушенных зверьков можно и употреблять в пищу, а можно и хранить как сувениры. Придорожные базарчики здесь – отнюдь не витрина жизни, а самая что ни на есть ее суть. От Луанг Прабанга до Ванг Виенга всего 112 км. Но по узкой горной дороге с двумя получасовыми остановками и часовым ланчем, это заняло у нас целый световой день. Выехав в 9 утра, только к 5 вечера мы прибыли в наш хостел Popular View Guest house – ($11/room). Несмотря на такую смешную цену, он оказался довольно приличным и с хорошим завтраком. 

5
Ванг Виенг

Ванг Виенг

Ванг Виенг – куда мы прибыли – это небольшой городок, и всего лет десять назад здесь была только одна дорога, да и та без асфальта. Туристический поток тогда был минимален. Сейчас же здесь тусуется огромное количество туристов, и отношение к ним местных жителей уже не как к людям, а как к тугим кошелькам. Лаосцы называют нас – “фаранги” – европейцы. А для камбоджийцев мы – “баранги”. И это как-то уже похуже звучит для нашего славянского уха. Ванг Виенг - оригинальное и красивое место, и здесь туристическая жизнь бьет ключом. На улицах много отелей и ресторанов на самый разный карман. Много и массажных салонов. Можно приехать сюда и вообще ничего не делать. А просто сидеть на берегу реки Nam Song, созерцать окружающие пейзажи в стиле Аватара и предаваться лаосской неге. Но можно и поучаствовать в различных активити – сплавиться на байдарках по реке, заплыть на тюбингах в пещеры или пройтись по горным тропам. Мы решили начать день с путешествия на воздушном шаре ($70 p/p). И тогда на полчаса можно почувствовать себя героем романа Жюль Верна или парящей птицей… Поднявшись в воздух, видна вся панорама городка Ванг Виенг, окруженного красивыми горами. В долинах еще стоит туман, и солнце только поднимается из-за невысокой горы. Мы видим его первыми. Раннее утро… Солнце только всходит… Пролетая над домиками жителей, видишь, что многие, и даже маленькие дети, уже на ногах. Многие машут руками, приветствуя нас. Но стоит только после полета ступить на землю, как ощущаешь всю бренность славы. Всего лишь несколько минут назад все эти машущие руками и бегущие вслед люди, с удивлением и почтением взиравшие на воздушный шар, совсем не замечают тебя. Как странно… Вот так, похоже, сдувается любой воздушный пузырь сиюминутной славы. Но даже мимолетная радость полета, и негромкая его слава еще долго не отпускали нас. После полета интересно совершить трек по горным склонам. Нам обещают показать красивый водопад и большую пещеру. Все окружающие горы здесь известняковые, поэтому в них легко вымывается порода, образуя пустоты. Или, как говорят ученые, - карстовые пещеры. В этих местах их сотни. Этим пользуются наиболее предприимчивые лаосцы и стараются за деньги кого-то затащить в первую попавшуюся дыру. Пройдя огороды с посадками ананасов, преодолеваем небольшой перевальчик, и оказываемся в широкой долине Наш путь лежит дальше вверх к водопаду. Преодолев несложный склон, минут через сорок, мы поднимаемся по руслу реки к шумящему наверху водопаду. Он падает с высоты около 20 метров и наш гид показывает как надо оттуда прыгать. Со скоростью резвой обезьяны он взбирается по лианам на верхний уступ водопада и, постояв с минуту, с победным криком прыгает вниз. Вода теплая и наш гид зовет последовать его примеру. Желающих среди нас не нашлось… На обратном пути заглянули в одну из карстовых пещер. Она дикая и ничем не оборудованная. Сейчас мало воды и по ней можно даже километра два пройти вглубь горы, и даже выйти в долину. Но, так как мы не взяли с собой фонариков, эту затею тоже отклонили. Не менее интересен и тюбинг – сплав по течению на автомобильных камерах от КАМаза. Плыть по течению вообще интересно, но здесь острота ощущений усиливается от того, что усевшись в камеру, нужно уйти по воде в темноту Водной пещеры Тхам Нам. Ее длина около 200 метров и там нет света. И только потом, достигнув ее конца, можно вернуться по веревке обратно. Полученных эмоций хватило на неделю. Но в сезон дождей такая экскурсия рискованна – уж очень маленькое расстояние до потолка, да и уровень воды может неожиданно повыситься. После сплава по пещерам, приятно просто пройтись по спокойному течению реки Nam Song на тех же тюбингах или каяках. Можно полностью отдаться во власть тихой реки – никаких порогов здесь нет. Теплое солнце, тихое течение реки и созерцание… Как тут не стать буддистом? По берегам реки – дым коромыслом. В многочисленных кафешках и ресторанчиках тусовки не прекращаются ни на минуту. Здесь уже алкоголь течет рекой. Для фарангов придумали даже специальный коктейль – что-то очень крепкое с энерджайзером, колой и льдом. И подается это чудо в детском пластиковом ведерке. В результате кругом бродят взрослые пьяные дети с ведерками этого пойла. А вечерами все дружно сидят в кафе, опять пьют и смотрят сериал “Friends”. Почти весь городок – это сплошные бары и массажные салоны. Ну, о массажных салонах разговор особый. Выпив такое ведерко, море становится, естественно, по колено. И тогда все лезут испытать себя на «Тарзанку». Каждое заведение имеет свою систему для прыжков в воду. Народ зависает. Пиво, коктейли, заводная музыка. В общем, такой нескучный садик… 

6
Ванг Виенг Луанг-Прабанг

Ванг Виенг - Луанг-Прабанг

Вот и все – заканчивается наше путешествие. Улетаем из Лаоса – самой загадочной страны Индокитая. 

Забронировать:

Интересные идеи для самостоятельного путешествия