Главная Страны Чехия Прага Еврейский город – Йозефов (Josefov)

Прага, Еврейский город – Йозефов (Josefov)

В 1850 году, по распоряжению австрийского императора Иосифа II, евреев уравняли в правах с христианами и Пражское гетто официально стало одним из административных кварталов столицы Богемии. В честь Иосифа II квартал и называется - Йозефов.

Свидетелями истории старинного гетто остались только шесть синагог:  Староновая синагога, Пинкасова синагога, Майзелова синагога, Клаусова синагога, Высокая синагога, Старое Еврейское кладбище и ратуша. Все остальные постройки стали жертвами «оздоровительной» реконструкции конца XIX века. В 1890 году там, где сегодня пролегают 10 улиц, было 31 кривых переулков; а там, где сегодня можно насчитать от силы 80 зданий, стояло в своё время около 290 домов.

Фашисты сначала планировали уничтожить все архитектурные памятники еврейской культуры квартала, но затем решили оставить их как напоминание будущим поколениям немцев о «исчезнувшей низшей расе».

1

Майзелова синагога (Maiselova synagóga)

Майзелова синагога, расположенная по адресу Maiselova, № 10, была построена в XVI веке. В ней размещена выставка, посвященная истории чешских и моравских евреев, в том числе балдахины (хупы) и занавесы (парохеты) пяти веков и драгоценные свитки Торы. Эти экспонаты (как и все экспонаты богатого Еврейского музея) были частью той коллекции, которую в 1906 году начали собирать пражские евреи и которую Адольф Эйхманн во времена Холокоста систематически пополнял предметами из уничтоженных общин – для задуманного им Музея исчезнувшей расы.

2

Пинкасова синагога (Pinkasova synagóga) и Старое Еврейское кладбище (Starý židovské hřbitov)

Пинкасова синагога находиться на Широкой (Široká) улице, здесь же расположен вход на Старое Еврейское кладбище. Оба объекта, равно как Майзелова и Клаусова синагоги, Испанская синагога и Церемониальный зал, относятся к Еврейскому музею (bidovské museum; вход по единому входному билету).

Пинкасова синагога после Второй мировой войны была превращена в памятник еврейским жертвам фашизма. На стене синагоги в алфавитном порядке написаны имена евреев из «протектората Чехия и Моравия», павших жертвами расистского геноцида, проводимого гитлеровской Германией. Это самая длинная в мире надгробная надпись, составленная из 77 297 имён с указанием принадлежности к общине, даты рождения, даты депортации и смерти. На втором этаже детские рисунки и дневники из концентрационного лагеря в Терезине (Terezín).

Рабби Пинкас основал синагогу в 1479 году. В её молельне есть подземные помещения, в том числе ритуальная купальня (миква) и родник. Археологи датируют их концом XI – началом XII века. В архитектурном плане интересен крестовый ребристый свод молельни, поддерживаемый опорами эпохи Ренессанса. Женские хоры, притвор и зал заседаний относятся к началу XVII века.

Старое Еврейское кладбище

Запрет на осуществление захоронений на Старом Еврейском кладбище , вышедший в 1787 году, стал ощутимым рубежом в истории гетто. На территории кладбища хранители насчитали свыше 12000 готических, ренессансных и барочных надгробий. Ввиду того, что еврейская религия запрещает вскрывать старые могилы, они из-за недостатка места покрывались новыми слоями земли для последующих захоронений; число таких слоев достигало 12. Этим объясняется холмистый рельеф кладбища. Еврейские надгробные надписи, помимо персональных данных, содержат и лирические стихи: чаще всего это хвалебные песни усопшим. Дополнительные указания на имена и профессии дают различные символы, как например, животные (медведь или олень), скрещенные руки, виноградная лоза, корона, ветви и т. п.

В лабиринте покосившихся, полуразрушенных надгробий в тени старых лиственных деревьев можно найти и могилы известных личностей: в 1439 году здесь был похоронен поэт Авигдор Кара; его могила считается самой старой на кладбище. Главный раввин Маркус Мордехай Майзл (1528–1601) был старостой еврейского города Йозефова и принадлежал к числу влиятельнейших людей того времени. Позднее синагога и одна улица были названы его именем. Могила учёного Рабби Льва (1609) раньше была местом паломничества. На его надгробие люди клали записочки с заветными желаниями, веря в необычайные способности создателя Голема. Класть камешек на могилу – это еврейский обычай, унаследованный с тех пор, как праотцы много поколений назад покинули Египет: ведь в пустыне песчаные могилы необходимо было защищать камнями.

3

Рудольфинум (Rudolfinum)

На площади имени Яна Палаха находиться Рудольфиниум - центральный концертный и выставочный зал (галерея) Праги. Рудольфиниум, открытый 7 февраля 1885 года, был назван в честь наследного принца Австро-Венгерской империи Рудольфа. Здание было возведено архитектором Йозефом Зитеком и Йозефом Шульцем.

4

Клаусова синагога (Klausova synagóga)

У выхода с кладбища стоит Клаусова синагога  1694 года постройки – самая большая синагога в гетто. Её название происходит от немецкого слова «клаузен» (скиты, небольшие жилища). Когда-то на этом месте были три таких здания, в том числе школа Талмуда. Сегодня здесь выставлены экспонаты, свидетельствующие о еврейских народных обычаях и религиозных еврейских обрядах.

Похороны и Пражское похоронное братство – это тема экспозиции в соседнем неороманском Церемониальном зале, к которому раньше примыкал морг.

5

Староновая синагога (Staronová synagóga) и Еврейская ратуша (Zidovské radnice)

Раннеготическая Староновая синагога, на Червеной (Červená), то есть Красной улице, возведена примерно в 1270 году. Это единственный храм в гетто, сохранившийся в оригинальном виде. С тех пор как нацисты разрушили синагогу в городе Вормс, Староновая синагога оказалась старейшим иудейским храмом в Европе. Здесь и по сей день проходят богослужения. Эта синагога не относится к Еврейскому музею — для входа нужен отдельный билет.

Еврейская ратуша (Zidovské radnice)

Один из двух циферблатов на Еврейской ратуше идут в обратном направлении: справа налево, стрелки показывают время «неправильно»: маленькая стрелка обозначает минуты, большая – часы. Сегодня в единственной за пределами Израиля еврейской ратуше находятся правление еврейской общины Праги и Совет еврейских общин страны. В прекрасно отделанном лепниной главном зале открыт еврейский ресторан «Shalom Kosher».

Высокая синагога (Vysoká synagóga)

Высокая синагога была построенная  в 1570 году. Попасть в Высокую синагогу можно пройдя через двери, которые находятся практически напротив дверей Староновой синагоги. На первом этаже находится два помещения – сводчатый коридор с двойными крестообразными сводами и главное помещение с цилиндрическим сводом и люнетами. Отсюда можно подняться по ступенькам прямо к дверям основного зала. Женщинам придется подняться еще на несколько ступенек выше – на женскую галерею. Так же в синагогу можно попасть через главный вход ратуши, а потом по лестнице на второй этаж. 

6

Испанская синагога (Španělska synagóga)

Испанская синагога на улице Vězeňská, № 1 была построена в 1868 году в Андалузском стиле. Позолоченные арабески и геометрические орнаменты – варианты изображения звезды Давида – сплошь покрывают стены и потолок синагоги. Дополняя тему Майзеловой синагоги, здесь отображение еврейской истории затрагивает роковые годы нацизма, когда циничные бюрократические указы издавались на немецком языке. Но немецкий язык одновременно был и языком таких великих еврейских писателей Праги, как Франц Кафка и Макс Брод. Их произведения тоже выставлены здесь, чтобы наглядно показать, какая цветущая культурная жизнь погибла вместе с пражским еврейством.

В 2003 году у Испанской синагоги состоялось торжественное открытие памятника Францу Кафке. Архитектор Ярослав Рона создал памятник в виде пустого пальто, на котором верхом сидит маленькая фигурка – намёк на новеллу Кафки «Описание одной борьбы».

7

Анежский монастырь (Anežský klášter)

К северо-востоку от бывшего гетто, возле Влтавы, находится бывший Анежский монастырь. Он относится к самым ценным раннеготическим архитектурным памятникам Чехии и был первым сооружением ранней готики во всей Праге. Великолепная крестовая галерея, окружающая монастырь, является своего рода историческим феноменом, потому что в этих стенах в 30-е гг. XIII века основали совместный монастырь два ордена – женский орден св. Клариссы и мужской орден миноритов.

Рядом с монастырем были открыты две церкви: Св. Варвары и Св. Франциска. В 1782 году монастырь попал под секуляризацию. Здания пришли в запустение, их использовали как склады. Сейчас в тщательно отреставрированных залах размещаются выставки Национальной галереи. В основном здесь представлены средневековые картины и литографии художников Центральной Европы (Альбрехт Дюрер и др.), а также чешская живопись и скульптура. Здесь проходят и временные выставки экспонатов из богатого фонда Музея прикладного искусства.

8

Юбилейная синагога (Jubilejní synagóga)

Синагога в мавританско-восточном стиле на Иерусалимской улице (Jeruzalémská) появилась в 1905–1906 годах, и по сей день используется еврейской общиной.

Интересные идеи для самостоятельного путешествия